МИЛОСЕРДИЕ

Чрезмерная жажда власти привела к падению ангелов;

Чрезмерная жажда знания приводит к падению человека;

Но милосердие не может быть чрезмерным

и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку.

Френсис Бэкон


Понятие «милосердие» является многоплановым и имеет глубокие философские, религиозные, этические, культурологические корни. Вопросы милосердия заложены в трудах древних мыслителей Аристотеля, Конфуция, Пифагора, Платона, Сократа и др.Они относили данное качество к важнейшим человеческим добродетелям.

На протяжении многих веков милосердию уделялось огромное значение, оно считалось одним из важных условий человеческого существования. Но в середине 20-х годов ХХ столетия, само слово «милосердие» было изъято из общего употребления, как не соответствующее классовой борьбе тех лет и более полувека существовало только на страницах духовной литературы. Лишь в середине 80-х годов ХХ в., оно вновь было введено в повседневную и публицистическую речь, но глубина значения этого слова, к сожалению, для людей была утрачена.

Не берусь назвать все причины, отчего ослабло чувство взаимопомощи, взаимообязанности, но думаю, что во многом это началось с разного рода социальной несправедливости, когда ложь, показуха, корысть действовали безнаказанно. Происходило это на глазах у народа и губительнейшим образом действовало на духовное здоровье людей…

Один из писателей современности  Д. Гранин писал:
« …Милосердие… Слово для большинства
старомодное, непопулярное на сегодняшний день, даже забытое нашей жизнью. Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей — из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких понятий — милосердие. Нечто свойственное лишь прежним временам: «сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их, как «устаревшие». Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие30-е годы массовых репрессий, людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. Не давали приютить детей арестованных, сосланных. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. В эти времена милосердие расценивалось как нечто подозрительное, а то и преступное. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало, избивать, уничтожать.

Слова стареют не случайно. Каждое время приносит новые события, новые слова. Но человек не меняется. Потребность в любви и милосердии, была всегда! Ведь милосердие – это «милость сердца». «Это — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков» (Википедия). Милосердие предполагает раскрытие в человеке качеств — доброты, любви, сострадания и сочувствия, прощения.

Милосердие — это проявление Силы Добра в Человеке, это показатель сильной и чистой Души, которая прошла огромный путь испытаний, победила зло в себе и научилась любить безусловно. К сожалению, как и о человеческой доброте, о таком качестве как Милосердие большинство людей современной эпохи заботятся очень мало. Практически все стремятся достичь материального благополучия и не стремятся постичь и раскрыть в себе силу и свет Милосердия.

Одна из заповедей милосердия – это альтруизм требующий самоотречения, жертвенности. Это – сила Любви, способная прощать обиды, призывающая любить врагов и др. Милосердие есть исключительно человеческая способность! Она отзывается любовью и искренностью в сердце человека, умению радоваться при оказании помощи ближнему!

А ведь если мы задумаемся, то поймём, что изъять милосердие — значит, лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Кто из людей милосерден? Мудрый и сильный духом человек, глубоко понимающий жизнь и не потерявший в её испытаниях свою Душу и человеческую доброту.

Кто не милосерден? Тот, кто наполнен жестокостью, обидой, местью и категоричностью, тот, кто несёт в своём сердце гордыню и не слышит голос своей Души. Фанатик идеи, поставивший её выше человечности и доброты. Тот, кто способен ради этой идеи проявить жестокость и насилие над теми, для кого эта идея должна служить.

Я уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство врожденное, данное нам вместе с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, не развивается оно слабеет.

Дорогие наши, для чего вообще говорить о Милосердии? Для того, чтобы стремиться проявлять своё искреннее милосердие, прежде всего по отношению к тем людям, которые нас окружают, проявляя повсеместно свою Доброту. Но Милосердие — не означает потакать злу в других, их порокам, слабостям, преступлениям. Это не означает снисходительность! Это означает«…разить зло в других людях огненным клинком правды, без капли жалости к этому злу, и при этом любить человека и его душу направляя на него поток своей доброты и света. Без презрения, злости и осуждения». «Любить грешника и не ненавидеть грех». БУДЕМ МИЛОСЕРДНЫ ДРУГ К ДРУГУ!

Высказывания знаменитых людей о милосердии:

– Быть милосердным – значит делать все, что в наших силах. (Джон Донн )

– Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. (Хелен Келлер)

– Милосердие – поистине великая вещь, это дар Господа, который, будучи правильно употреблен, уподобляет нас самому Богу, насколько это вообще возможно… (Иоанн Златоуст)

– Я думаю, что милосердие состоит в том, чтобы любить Бога ради Него самого, а своего ближнего – ради Бога. (Сэр Томас Браун)

– Милосердие в буквальном смысле слова означает любовь, любовь, которая способна на понимание, которая не просто делится имуществом, но с истинной симпатией и мудростью помогает людям помочь себе самостоятельно. (Франклин Рузвельт)

– К большому сожалению – нас не учат милосердию и терпению. (Юрий Зарожный)

– Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам. (Генри Бичер)

– Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы, или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем. (Бернард Мандевиль)

– Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие…(Франсуа Шатобриан)

– Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение? (Виктор Гюго)

– Мы слишком часто препоручаем людей милости Господа и слишком редко сами проявляем милосердие. (Джордж Элиот)

– Не надо смешивать снисходительность, которая чаще всего преступна и губительна, с милосердием, которое никогда таковым не бывает. Христос не “снисходителен”. (Жильбер Сесброн)

– Милосердие — поистине великая вещь, это дар Господа, который, будучи правильно употреблен, уподобляет нас самому Богу, насколько это вообще возможно… (Иоанн Златоуст)

–  … разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной по малодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному.

Благотворить ближнему ест дело любви ( Преподобный, Авва Дорофей).

Милосердие к ближним и смирение пред ними, выражаемые наружными делами и питаемые в душе, в совокупности с чистотою сердца, преимущественно от блудных помыслов и ощущений, составляют основание и силу молитвы.(Игнатий Брянчанинов)

От нашего сердца к вашему, психолог Суркис Марина Александровна,

ВОО «Ассоциация помощи инвалидам и пациентам с хроническими лимфопролиферативными заболеваниями»