Я живу, приношу пользу!

Я счастлив и доволен только тогда, когда моя деятельность полезна другим…

Описание: http://hornews.com/images/news_large/762f65a1985f1643b0bc0ed98d4d4d2e.jpg

«Разумный смысл нашему существованию придаёт

следующее правило: заставлять служить других

себе как можно меньше и служить другим как можно больше.

Я счастлив и доволен только тогда,

когда моя деятельность полезна другим».

Лев Толстой

Каждый человек, хочет и должен быть социально полезен. Будь это врач, спасающий жизнь человека, будь это педагог, формирующий установку ребёнка на жизнь, будь то руководитель, помогающий раскрыться в профессии своим работникам, будь то священник приводящий человеку к Богу. У полезности нет времени и единицы измерения, она внутри человека и исходит из глубин его сердца. Есть польза в Благодарности – она исцеляет и создаёт благоприятное поле для деятельности. В благодарности необыкновенная сила и она способна менять людей к лучшему. Но как быть человеку полезным? И какую пользу я сам могу принести? И как  не заблудиться и понять, что надо конкретно мне? Как понять, сколько ты можешь отдать, а что уже выше наших сил?

Человек – существо социальное, и одной из главных задач стоящих перед нами – это приносить пользу людям. И чтобы не прослыть лентяями и произвести хорошее впечатление на других, многие из нас готовы на любые жертвы. Лень всегда в обществе осуждается, но здесь надо иметь в виду, что у лени (отсутствие мотивации к деятельности) есть разные причины. Часто лень бывает следствием перенапряжения: человек отдал все свои силы какому-то делу, рухнул в изнеможении, и даже мысль о том, что ему придется сделать что-то еще, приводит в ужас. Тело его уже отдохнуло, но он боится снова испытать подобные неприятные ощущения, поэтому продолжает «лениться», замыкаться в себе, и отстраняться от остальных. Иногда за ленью прячется страх не оправдать ожидания – лучше и не начинать, чем не справиться. В другом случае, человек активно занимается тем, что ему нравится, но становится «ленивым», когда ему неинтересно, или вернее сказать нет равноценной платы , здесь это может быть денежный эквивалент или же благодарность других за его труд.

Сколько же мы можем отдать другим? Критерием здесь может быть внутреннее состояние самого дающего – мир в душе, радость, спокойствие, желание и дальше делать что-то доброе, причем без требования благодарности. Если же после «доброго дела» человек чувствует раздражительность, неудовлетворенность, агрессивность, начинает обижаться, срываться дома или на работе, значит он отдал больше, чем мог. С точки зрения церкви, то она  от нас ожидает десятину – десятую часть. Здесь речь может идти не только о денежном эквиваленте, но и о десятине нашего внимания, нашего времени. Важно, чтобы поделившись, мы сами не стали «нуждающимися», чтобы наше «благодеяние» не легло тяжким грузом на плечи наших близких. Жертвовать хорошо от щедрости, от избытка! Конечно, бывают экстремальные ситуации, угрожающие здоровью и жизни других людей, тогда христианин отдаст все, даже свою жизнь. К счастью такое редко случается.

Если мы потихонечку начинаем злиться на  своих ближних,  и у вас хватает честности признаться себе в этом – значит, пора отдыхать! Любой нормальный человек, после того как что-то затратил, нуждается в восстановлении. Если он сам не позаботится о себе, то будет ждать компенсации своих затрат от других, а не получив желаемого, начнет раздражаться и обижаться: «Я им ВСЕ, а они мне что за это?». И это происходит на подсознательном уровне, человеку порой очень сложно разобраться в своих чувствах.

Подтверждение этой мысли можно найти у Феофана Затворника, который писал «о трех побуждениях, заправляющих деятельною христианскою жизнью: страха ради мучений вечных, Царствия ради Небесного, любве ради к Богу. Первое ведет к покаянию и полагает начало доброй жизни; второе – поддерживает труды доброделания и подвижничества; третье — возводит на верх совершенства и венчает дело. Начинать всегда надо с первой ступени, и чрез вторую стремиться к третьей; а перескакивать нельзя». В психологическом смысле первая ступень означает желание получить награду или избежать наказания. Мы в большинстве своем – наемные работники, мы готовы давать ради чего-то, а давать бескорыстно не можем. А награда у всех может быть разной: в виде чувства нужности, которое для многих – это  чувство жизни и даже счастья, подтверждения своей значимости, ощущения выполненной «миссии». И в этом нет ничего ужасного, это естественные чувства человека.  И осознание себя на этом этапе и признание того, что мне нужна благодарность и отдых – в данном случае будет смирением и принятием. А вот считать, что я тружусь бескорыстно, все отдаю и еще переживаю, что не могу больше, но при этом злюсь в глубине души на всех, ничему не радуюсь – это самообольщение и гордость.

И если не заботиться о себе, то  рано или поздно можно довести себя до такого состояния, что сам станешь предметом заботы других. Есть такой образ ещё советских времен: работник, сгоревший на работе. Он ударно трудился без сна и отдыха и вдруг инсульт, инфаркт и т.п. Причем если бы он обратился заранее к врачу, можно было бы избежать крайностей. Такой человек и болеть спокойно не может. Он не позволяет себе лежать, отдыхать, у него растет чувство вины за свое «неучастие».  Вся семья бегает вокруг него, пытается спасти, а он не хочет быть обузой – встает не долечившись, тем самым усугубляя проблемы со здоровьем и осложняя жизнь своим близким. И часто именно про такого человека говорят – вот он отдал все, что мог, людям, пожертвовал собой!

Здесь сразу возникает вопрос, собой ли этот человек жертвовал? Мужчина, «сгоревший» на работе, оставивший после себя вдову с малолетними детьми – он имел право рисковать своей жизнью? Когда мы думаем о наших близких, что нам важно: чтобы они все отдали, или чтобы они были здоровы и жили подольше? Ведь когда мы их теряем, нам их личности не хватает, а не их дел. Часто человек считает, что он принесет большую пользу, все отдав и умерев, но ведь тем самым он лишит нас самого ценного –  себя. Пользу кто-то другой принесет, именно в этом смысле «незаменимых нет», а вот его как неповторимую личность никто не заменит.

Есть другая сторона «пользы людям». «Человек полезный» – не всегда альтруист. Часто обратная сторона его «полезности» – желание быть признанным, значимым. За старанием иной раз много гордыни – человек думает, что он сильнее, умнее, чем есть на самом деле, что делает что-то важное. Или старается быть лучше не настолько, насколько может, а насколько в его представлении нужно, чтобы другие оценили. Это старание неосознаваемое человекоугодие и лицемерие. В психологии есть понятие «невротическая жертвенность». Она отличается от подлинной христианской жертвенности тем, что за ней стоит желание «выгоды»: либо что-то получить – похвалу, привилегии; либо чего-то избежать – наказания, чувства вины, страха, осуждения. Чтобы добиться выгоды, я делаю то, чего не могу. Делаю сверх своих сил.

О культе «человека полезного» говорили многие современные философы, например, Жак Лакан. «Я живу, потому что приношу пользу», – исходя из такой мысли, люди порой начинают считать выполнение функций и ролей единственным возможным смыслом и содержанием своей жизни. Тогда зачем же отдыхать? Ведь для таких людей уйти в отпуск – это «выпасть из жизни». Поэтому некоторые не берут отпуск годами или, даже будучи в отпуске, не перестают думать о делах, звонить на работу, пытаясь сохранить ощущение своей нужности, значимости и включенности в жизнь. В подобных случаях неумение отдыхать, невозможность остановиться, перевести дух, расслабиться могут привести к печальным последствиям и в плане здоровья – наш организм не рассчитан на постоянное напряжение, и в плане близких отношений – с «трудоголиком» сложно жить под одной крышей. Такие люди «убегат в работу», прячутся от семьи, от возможных проблем, царящих дома, от своих близких и от самих себя.

Ведь когда мы избавляемся от необходимости играть социальную роль, появляется возможность остаться наедине с самим собой. Но поскольку мы с собой мало знакомы – ведь мы не привыкли уделять время и внимание своему внутреннему миру, то мы боимся этой встречи. В погоне за социальными статусами и благосостоянием, в попытке оправдать ожидания окружающих, мы теряем связь со своими чувствами, потребностями, желаниями. Мы не можем ответить на простые вопросы: Чем ты любишь заниматься? Что тебе нравится делать? «Любишь», «нравится» – непривычные слова. Куда понятнее «надо, должен, обязан».  Вместо ответов на эти вопросы, человек натыкается на «пустоту», теряется и не знает, что с этим делать, мучается.

Известно, что одно из самых страшных наказаний в тюрьме, по свидетельству многих осужденных – одиночная камера. Ведь в «одиночке» человек лишается привычных способов ухода от себя –  общения, работы, любой деятельности, и остается наедине со своими мыслями, чувствами, болью. И некоторые даже сходят с ума, потому что не умеют жить с собой. Потому что с собой плохо, страшно, потому что с собой надо что-то делать, потому что у меня есть только – я. Человек не интересен сам себе, скучно –  потому, что нет с собой, личностной глубинной связи, она потеряна.

Кто-то из мыслителей говорил, что человек не может прийти к Богу, пока он не пришел к себе. Ведь Бог – это Личность и встретиться с Ним человек может, когда он осознал себя как личность, встретился с собой. А сделать это без любви к себе невозможно. Подлинная любовь к себе (но не себялюбие) – это признание ценности того истинного «я», каким оно задумано Богом. И потому такая любовь совершенно противоположна эгоизму. А когда мы своих потребностей не чувствуем или пренебрегаем ими, считаем малоценными (не понимаем, например, как нам важно отдыхать, что отдых может быть радостью, благодарностью, открытием, встречей с чем-то новым, прекрасным), как же мы поймем, что и другому это важно? Чем больше мы в себе и в других ценим индивидуальность, тем радостнее общение, тем легче нам любить друг друга.

Дорогие наши, полноценная жизнь не состоит только из работы. И если мы все свои силы направляем на что-то одно, в данном случае на работу, какой бы творческой и полезной она ни была, то ни на что другое сил уже не хватит. Реальный пример из жизни: глава семейства – известный режиссер, на второй день после выхода на пенсию в результате стресса от резкого изменения образа жизни слег с тяжелым инсультом. Режиссером он был хорошим, но вот дедом и мужем стать не смог, потому что, когда работал, весь был в творчестве, не научился жить в семье и оказался не готов к роли мужа, отца, деда. Человек не равен своей профессии, даже самой творческой! Потому что он не только работник, но еще и член семьи, друг, ЧЕЛОВЕК – а для этого тоже нужно творчество! И если кто-то из ваших близких замкнулся, или отстранился от Вас, не спешите судить его, не вешайте ярлыков «он изменился», «таким раньше не был», «испортился» и так далее, может человек устал и ему необходима Ваша помощь, терпение и ЛЮБОВЬ, а может быть и так, что планы на жизни поменялись…

Непросто принимать жизнь во всей ее полноте, когда есть и беды, и светлые дни. Кажется, лучше, чтобы избежать разочарований, настроить себя на сплошные муки, надеясь на то, что когда мы выполним свой долг, мы будем радоваться. Часто страдание возводится в добродетель, но по-настоящему страдать надо еще научиться. А когда человек  видит везде только скорби, не замечая радость, красоту, добро, он неизбежно начинает унывать, а значит, перестает быть благодарным. Здесь нет добродетели. Хочешь стать добродетельнее? Тогда учись не только мучиться, но и радоваться, благодарить, ценить свою жизнь, заботиться о ней.

И как внести позитивные отношения в нашу личную жизнь? Как жить действительно полезной жизнью? Надо начать со своих МЫСЛЕЙ. Ведь на сегодняшний момент известно, что мысли влияют на жизнь людей. Думать о других хорошо, не осуждая, а сочувствуя, не анализируя других, а критически оценивать себя, радоваться другим и согревать их своей улыбкой, для этого по моему не нужно много сил и времени. И таким человеком может стать каждый. И совершенствование своих личностных качеств – ещё одна, поставленная жизнью задача, исполнение которой приносит человеку чувство целостности и уверенности. Радость от доброго дела, что согрело человека, становится прочной опорой, придающей уверенность, оптимизм, желание жить, совершенствоваться и изменять мир к лучшему. Человек, приносящий пользу другим своими поступками и образом жизни, может и не знать достоверного ответа на вопрос «В чём смысл жизни», потому что он не задумывается об этом, а просто чувствует его в каждой улыбке близкого, в каждом слове благодарности, в каждом совершённом добром деле.

Храни Вас Бог!ЫЕ

Всегда с Вами, ВОО «Ассоциация помощи инвалидам пциентам с хроническими лимфопролиферативными заболеваниями»